Подготовительный мини-курс
Для начинающего аккомпаниатора
"Пять важных шагов к песне под фо-но"
"Клавиши: от Романса до Шансона" |
![]() |
Вас приветствует автор видео-программы «Школа - ритма на гитаре и пианино» с 2007 года Виктория Юдина Педагог-аккомпаниатор, Автор-исполнитель своих песен, Концертирующий музыкант, Лауреат всероссийских конкурсов Авторской Песни и просто Счастливый человек! |
ЧАСТЬ 4.
Мой секрет успеха!
Я хорошо помню свой первый аккомпанемент в дошкольном возрасте – на фортепиано, видимо это одно из самых ярких впечатлений. Мой дедушка хорошо владел аккомпанементом, это мне тогда так казалось, и только потом я поняла, что он вообще не умел играть, а просто знал пять аккордов на фортепиано и несколько аранжировок к ним. Но как он это делал!!!!! Он научил меня играть так же, и даже не узнал об этом….
Потому что настоящее исполнение песни открылось уже потом..
Так вот перед тем, как пойти в музыкальную школу, я уже умела играть много песен, вернее знала эти 5 аккордов на клавишах и знала уже практически все народные – застольные песни. Сначала они кажутся все на один лад, но происходит чудо, когда ты понимаешь, что:
1. Они очень разные в последовательности аккордов, что даёт географическую тренировку рук на клавишах по средствам чередования цепи аккордов в каждой песне. И мощное развитие музыкального слуха, так как они очень мелодичные. Происходит близкое знакомство с аккордами приходит закономерное понимание – как они подбираются. Оказывается, они сами подтягиваются за мелодией.
2. Они быстро разучиваются, красиво звучат и их нельзя играть не правильно, и вот уже все думают, что ты хорошо играешь….. На самом деле – ты и правда уже не плохо играешь, а в это время даёшь жару корпя над более сложными вещами, но об этом не обязательно всем знать.
Главная проблема людей, которые хотят научиться играть на гитаре или фо-но,
это то, что им кажется, что это очень долго.
На самом деле, это не так!!
А теперь посмотрите на эту кроху!! Когда я первый раз увидала это чудо – вспомнила себя, только я была всё таки старше. Ну вот скажите, откуда у 3-х летней девочки было столько время, чтобы освоить ноты, чтобы так сыграть?? Её просто очень хорошо научили, а она очень сильно хотела - вот и всё. Она не знает что нажимает, но разве это важно? Придёт время, если захочет – выучит нотную грамоту и всего делов!
Девочка действительно играет вживую. Даже если и под фонограмму, но она реально нажимает верные клавиши и делает правильную аппликатуру (чередование пальцев). Но в музыкальной школе ей хорошенько попадёт за движения телом.
Как правильно начинать разучивать песню.
Эта проблема возникает не только у новичков.
Весь секрет в том, что всего-то и нужно знать
первую ударную гласную в самой первой строке песни.
Мы должны знать:
1. Что такое сильная и слабая доля.
2. Ударная и безударная гласная в тексте.
3. Что такое такт и иззатакт.
4. И почему это важно знать аккомпаниатору.
При исполнении песен есть два участника: человеческий голос и музыкальный инструмент. В нашем случае фортепиано. Таким образом, получается дуэт. У каждого из этих двух инструментов есть условности, которые нельзя не соблюдать.
Такт иззатакт, безумно-важно знать:
Тренируем РИТМ, СЛУХ и ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ:
Продолжение:
Яркие примеры на песнях:
Очевидно, что - как от струн, так и от клавиш, отношение и внимание к себе песня требует одинаково. Как если бы ей аккомпанировали оба этих инструмента одновременно. Правила едины. Песне не важно, под какой музыкальный инструмент звучать – она Королева, и всегда права и первична.
Где взять аккорды к песне?
Мне никогда не приходилось обращаться за помощью интернета, чтобы найти там аккорды той или иной песни, так как проблем с подбором аккордов и приёма игры никогда не было. Когда же ученики – очники частенько приносили на урок распечатанные тексты с аккордами, дабы не тратить время урока на подбор аккордов – я не находила слов…..
Вот и теперь, когда решалась проверить себя и в сложных песнях заглядывала в интернет, чтобы убедиться, что правильно расставила аккорды, я вновь прибывала в состоянии недоумения.
Что же я хочу этим сказать? В чём тут дело? Верить ли написанному над текстами песен?
Дело в том, что зачастую – проблема не в том, что неверный аккорд (в конце концов, он может быть и взаимозаменяемый), а в том, что он не верно стоит над словом. Поди, догадайся, в каком месте он должен быть, если только-только начал играть. А, если играешь достаточно давно, но нет идеального, природного чувства ритма или слуха, тоже сложновато состыковать. Ведь песни бывают ТАКТОВЫЕ И ИЗЗАТАКТОВЫЕ. Ой, как это важно знать аккомпаниатору!!!
Попробую сейчас перечислить самые главные моменты в этом деле, и дать важные советы на будущее, если желание учиться играть на аккомпанирующем музыкальном инструменте не оставит, а наоборот возрастёт.
Итак – важные советы на будущее:
1-е. Начинать делать самостоятельный разбор желательно с простой песни, вернее с простого аккомпанемента, то есть простого приёма игры и малого количества аккордов в песне.
2-е. Мелодия песни должна быть очень хорошо знакома и усвоена, это поможет звучанию аккорда не увести наш голос с заданной мелодией ступени.
3-е. Приём игры должен быть отработан до автоматизма.
4-е. МЕДЛЕННО!!! МЕДЛЕННО!! ТОЛЬКО МЕДЛЕННО!!! ВСЁ МЕДЛЕННО!!!
Чтобы потом – раз и быстро. Рукам нужно успеть сообразить что к чему. За любые наши движения отвечает мозг, и это всем известно, так вот если мы хотим играть быстро, то разучивать желательно – МЕДЛЕННО И ТОЛЬКО МЕДЛЕННО!!! ЧЛЕНОРАЗДЕЛЬНО то бишь.
И последнее!
Нежелательно учить песню целиком от начал до конца. Вспомните, как в школе учим стихи наизусть – сначала одно четверостишие, потом второе и т.д.
С песней то же самое!! Зазубрите – именно тупо зазубрите две строчки, а в них может встретиться всего два аккорда, но это будет безупречное ИСПОЛНЕНИЕ – ИМЕННО ИСПОЛНЕНИЕ!! Ведь это будет звучать – именно звучать и ложиться на слух приятно. И так дальше, по чуть-чуть, по шажочкам до конца. На одном приёме достаточно выучить всего одну песню – всего одну и не важно, что это не самая желанная для нас песня, если так уж получилось. Зато потом – все песни подходящие под этот приём игры - у наших ног, то есть рук.
И только после всего этого, когда песня получилась – мы можем, а вернее обязаны вдохнуть в неё жизнь. А именно, можем включать звуковые акценты и средства выражения звука, то есть играть громче, тише, ускорять темп или замедлять – по нашему желанию, как это сами чувствуем.
Оживление песни:
И вот, в скором времени мы уже замечаем, что рука на клавишах стала устойчивее, голос увереннее, и уже не так сложно со знанием дела разбирать и даже подбирать другие песни!!!
По большому счёту существует только 5 аккордов- самых частоприменяемых. В 98% песен – только 5 аккордов!!! А то и всего три. И такое количество не умоляет качество и красоту песни.
В свои 7 лет, когда я поступила в музыкальную школу, я хорошенько получала по рукам от преподавателя, потому что мои руки не правильно стояли на клавишах – они привычно прогибались. Руки мне поставили как надо, разумеется, и я стала играть правильно – классику. Я разбираю по нотам и играю её до сих пор – она прекрасна, но песни, это другая субстанция.
Когда на вопрос «с чего и как Вы начинали?», я отвечаю «с русских народных песен» – мало кто верит. А между тем – именно этот простой жанр и есть АЗБУКА АККОМПАНЕМЕНТА И РИТМА- колыбель музыкальных жанров.
Дедушка не смог научить меня играть правильно, но он сумел сделать гораздо больше – ОН НАУЧИЛ МЕНЯ ИГРАТЬ НЕ ПРАВИЛЬНО, то есть ТАК, КАК ХОЧЕТ МОЯ ПРИРОДА. А ПРИРОДА, как известно – ВСЕГДА ПРАВА.
Если я смогу, стать хоть для одного читателя таким «дедушкой», значит, всё было не зря!!
Переменка!
Фрагмент творческого пути.
Фо-но и гитара – спасательный круг в океане жизни! Рассказ из моей книги:
«А кто видел ветер?»
https://gitara-uroki.ru/about.html?start=1
|
|
(Внимание! В конце курса Вас ждет приятный бонус!)
Уроки игры на фо-но c Викторией Юдиной Copyright © 2007-2021 Все права защищены.