Бесплатный. Подготовительный мини-курс
Для начинающего аккомпаниатора
"Пять важных шагов к песне под гитару" |
Тема 5: "Почему не получается бой?"
Любой начинающий гитарист, прежде чем, обратиться за помощью к преподавателю, или самоучителю, пробует играть бой самостоятельно. Тут услышал, там увидел, кто-то наспех показал, а уровень игры на одном месте.
К сожалению чаще всего на этом всё и заканчивается, потому как трень-брень рука ещё кое как отчеканит, а дальше дело не идёт. Сегодня эту тему мы будем досконально изучать!!!
О проблеме зажатой руки мало кто знает:
Даже если рука гитариста зажата, бой может звучать ровно и чётко, а то, что руке трудно, знает только сам играющий. Но самое обидное, что зажатая правая рука затрудняет разбор ритмического или художественного красивого боя, где бы человек не черпал знания.
Чтобы слушающие смотрели на вас разинув рот, и были уверены,
что вы гений, а играть на гитаре вам очень легко –
нужно играть только кистью.
При этом локтевая часть руки должна лежать на обечайке ровно,
а кисть над струнами должна болтаться, как язык колокольчика.
Это и есть позиция готовности.
Почему рука не лежит на поверхности? А потому что гитарист наклоняет гитару так, чтобы ему было видно что там делает его любимая правая рука. И вот предплечье уже не на обечайке "на поверхности", а на верхнем ребре – успешно пережимает себе кровоснабжение. Нижнее же ребро, при надавливании, оставляет на ногах красные полосы – вмятины.
А чего на неё смотреть, на руку-то? То, как отбивает ритмы правая рука, мы должны слушать, а не смотреть, тогда и гитару не придётся наклонять на себя, и кисть обязательно будет играть в расслабленном состоянии.
Вы уже наверное не раз убеждались в том, что глазки нам нужны только, когда разучиваем последовательность штрихов звена нового боя, тут уж хошь-не хошь, а подглядывать нужно. Но маленько погодя мы перестаём смотреть на струны, и просто наслаждаемся песней и своим исполнением.
Где бы вы не занимались, если у вас не идёт какой-то бой, обратите внимание, контролируете ли вы игру своей руки. Под каким углом находится гитара на коленях? Возможно причина как раз в этом, а не в том, что вам не дано освоить гитару от и до!
На картинке вы видите удобное и НЕудобное положение гитары при игре сидя. При наклоне гитары (не важно на себя или от себя) руке трудно играть бой долго, ровно, быстро, свободно и красиво.
Когда слушатели восхищаются моей игрой, дескать мои руки особенные, я улыбаюсь, и отвечаю, что мои руки такие, как у всех, просто ленивые))))). Да-да, именно ленивые! Только ничего-неделающая рука сможет играть классно! Рука, которая старается, невольно напрягает мышцы и ограничивает себе амплитуду, воруя годы и нервы своего обладателя. Всё, что нужно новичку, это расслабить кисть и повторять за учителем, которому он доверил свою мечту - научиться играть на гитаре.
Разумеется речь идёт о положении сидя. Когда мы играем стоя – мы играем уже от локтя, а не кистью, это совсем другое дело. Гриф уже находится под углом, гитару не нужно фиксировать "Крюком" левой руки и предплечьем правой руки. Гитару надёжно держит ремень, и мы свободно отбиваем любимые ритмы.
Ну и уж совсем понятно, что мы говорим об аккомпанементе и ритм-аккомпанементе, к классической игре на гитаре всё вышесказанное не имеет отношения вообще.
Предлагаю вам посмотреть ролик, из которого вы увидите удивительные вещи, о которых возможно и не задумывались:
Почему моя рука классно играет любой бой:
С проблемой зажатой руки этим летом ко мне в Дзержинск приезжала заочная ученица Ольга Изварина из Ростовской области.
Только Оля даже не подозревала ни о какой зажатости, она была уверена, что больше, чем она смогла нуля за год занятий по видео-курсам – ей уже не дано. Всё же рискнула – приехала за подтверждением своего "вердикта". Но мне-то известно, что нет ничего не поправимого, и я заверила её в успехе, по опыту зная, что причин (в её случае) может быть всего две-три, ну четыре от силы.
Всё оказалось ещё проще, чем я предполагала. У Оли на маленькой гитаре были натянуты струны 12 номер – караул!!!!! На дворе же не 80-е! Друзья, берегите гитары и руки!
Выкинули их в первый день и поставили другие, а руке пришлось объяснить, что она большая умница и ни в чём не виновата, а виновата сама Оля, потому торопыга))) В курсах забежала много вперёд, а свои силы и готовность рук не рассчитала, да ещё и играя на "дубовых" струнах!!!
Почему, и в каких случаях толстые струны препятствуют успеху, мы поговорим в следующий раз.
Вашему вниманию фрагменты занятий.
Замечания и советы для Оли, возможно будут интересны и вам!
(ролик длится 6.5 минут):
Смогла рука простое – сможет и остальное!
Многие ученики уверены, что им не дано играть лучше, чем они уже научились.
Да быть такого не может! Взяла рука основное - возьмёт и остальное!
Заочная ученица Марина Лазаренко из Украины, недавно приезжала ко мне в город, чтобы я помогла ей украсить аккомпанемент её авторских песен. Тут-то и выяснилось, что процесс развития техники Марининой игры остановился по той же причине - напряжённая рука. И что самое обидное, Марина просто проигнорировала уроки в курсах с темой о расслабленной кисти правой руки. Призналась, что подумала, что это ерунда - мелочь.
В нашем деле мелочей не бывает.
Оказалось, что правая рука уже давно играет шикарно, но Марина об этом и не подозревала. Она думала, так и будет применять на гитаре десяток приёмов игры, а то, что хотелось разобрать приёмы игры пороскошнее и посложнее – не дано.
Действительно, техника мастерства имеет несколько этапов, и правильно продолжить так же важно, как и правильно начать.
За 1.5 года обучения по видео-курсам игры на гитаре и пианино, Марина прошла и курсы "Как писать безупречные стихи" и "Как писать музыку на стихи". Ею написано множество замечательных песен, и выучить как можно больше приёмов игры, чтобы комбинировать игру, и украшений, теперь просто вопрос чести! Теперь рука свободна от напряжения!
Фрагменты урока (ролик 6.5 минут):
Дорогие ученики, внимательно следите за состоянием правой руки,
особенно играя боем на открытых аккордах.
Очень многие ученики, освоив ритм-аккомпанемент, начинают испытывать желание играть по нотам, хотя раньше об этом и слушать не хотели:))
Так получилось и у Артёма.
Для вас играет Артём Губарёв - Казахстан (заочный ученик):
Транспонирование - что это такое? Если вы ещё об этом ничего не знаете, посмотрите ролик на эту тему. Без умения транспонировать аккорды не обходится ни один гитарист. Но не буду вас пугать, в начале обучения можно обойтись без этого, а потом вам будет совсем не трудно:)) Достаточно будет знать цепь основных аккордов хотя бы двух тональностей.
Наглядный пример на песне - клавиши:
Подробнее на гитаре:
Ваша Виктория Юдина!
https://gitara-uroki.ru